Дата публикации: 3 апреля 2019
Инновации
Цифровые «витамины»
для овощей
фото: lenagold.ru
В 2016 году компания «АЛАН-Информационные технологии» (Россия) начала разработку нового сервиса для предприятий закрытого грунта в рамках проекта Smart4Agro. Первый реализованный пилотный проект позволил позиционировать сервис как «Цифровые витамины для овощей».

Из материала вы узнаете:

  • Что такое цифровой двойник тепличного комплекса и для чего нужно его создание?
  • Как работает сервис компании «АЛАН-Информационные технологии», какую информацию он способен собирать и как ее можно использовать для повышения эффективности производства?
  • Чем отличается новый сервис от стандартных ИТ-продуктов для тепличных комплексов?
Безграничные возможности облачных технологий
В 2016 году компания «АЛАН-Информационные технологии» (Россия) начала разработку нового сервиса для предприятий закрытого грунта в рамках проекта Smart4Agro. Первый же реализованный пилотный проект позволил позиционировать сервис как «Цифровые витамины для овощей». Он позволяет добиться улучшения производственных параметров и снижения себестоимости продукции. Фактически речь идет о цифровом двойнике тепличного комплекса — Digital twins, благодаря которому возможно проводить изменения производственных процессов и прогнозировать их результат.
СПРАВКА
ООО «АЛАН — Информационные технологии» входит в группу компаний АЛАН, которая представлена на рынке с 1993 года. Компания основана в Ярославле, более 14 лет работает с Microsoft и имеет 5 золотых и 9 серебряных компетенций. Имеет три собственных аналитических сервиса: Business Scanner, Smart4Agro и Smart4Energy. Ведет свою работу как в России, так и за рубежом.

На сегодняшний день основные направления работы группы компаний: Data Science, бизнес-аналитика, разработка решений на базе технологий Интернета вещей (IoT), обеспечение информационной безопасности, системная интеграция, IT-аутсорсинг и консалтинг, внедрение облачных технологий, управление программными активами (SAM), производство и поставка аппаратного и программного обеспечения.
Началось все с того, что один заказчик, имеющий широкую известность на рынке тепличных хозяйств, обратился в компанию с вопросом. Его агроном заметил, что шмели в теплице стали плохо опылять растения, и из-за этого упала урожайность. Когда специалисты компании начали работу, подключили источники данных и провели аналитику, выяснилось, что поведение шмелей —это следствие неправильной эксплуатации системы климата. Шмелям стало некомфортно жить, и они начали гибнуть. Ошибка закралась непреднамеренно. Дело в том, что теплица располагалась в России, а оборудование использовалось голландское. В Голландии климат теплее, следовательно, условия эксплуатации другие, и в производстве не всегда учитывается российская специфика.

Теплицы, как известно, могут быть разного типа и функционала. Сейчас наблюдается тенденция —полностью автоматизированный тепличный комплекс. Он имеет массу преимуществ перед стандартными объектами. Однако автоматизация в тепличных комплексах осуществляется в основном на импортном оборудовании. Есть и российские системы, в которых используется оборудование зарубежного производства, а программное обеспечение —отечественное. Самые известные —Priva, Hoogendoorn (Голландия) и «Фито» (Россия). Импортные системы имеют весомые недостатки, не учитывающие особенности тепличного производства в России, отметили в ООО «АЛАН —Информационные технологии» и подчеркнули: специалисты компании учли недочеты иностранных разработчиков.
Александр Елин, генеральный директор ООО «АЛАН — Информационные технологии»: «Наши сервисы дают хозяйству конкурентное преимущество, поскольку оно обладает информацией, которой нет у других участников рынка»
— Наш сервис работает в четырёх основных направлениях агробизнеса: для аналитики открытого грунта, для аналитики закрытого грунта (теплицы), для аналитики хранения различной сельскохозяйственной продукции (сахарной свеклы, зерновых, картофеля и т. д.) и для животноводства, птицеводства, свиноводства, —рассказывает журналу «Аграрная политика» генеральный директор ООО «АЛАН —Информационные технологии» Александр Елин. —Сервисы по открытому и закрытому грунту основываются на нескольких принципах. Если в открытом грунте для сбора данных применяются различные системы аэрофотосъемки, а также датчики, то в закрытом грунте основные потоки данных идут от системы управления климатом в теплице. То есть климат, полив, питание растений, освещение, дренаж —все это обеспечивает система автоматизации функционирования тепличного комплекса.

С помощью сервиса для мониторинга и анализа хранения урожая можно отслеживать температуру, влажность, осуществлять газоанализ в хранилище, фиксировать другие параметры. Сбор данных параметров хранения осуществляется и внутри многометровой толщи —это позволяет получать вовремя предупреждения о нарушении параметров хранения и прогнозировать вероятные аномалии. Сервис позволяет фиксировать эти параметры, обеспечивать определение их оптимальных значений для максимального сохранения урожая и качества хранимой продукции. Мониторинг осуществляется в режиме реального времени.
Суть инновации
Компания «АЛАН — Информационные технологии» в рамках проекта Smart4Agro разработала сервис «Цифровые витамины для овощей». Он позволяет собирать данные по всем параметрам работы тепличного комплекса (в том числе и «невидимые», которые не учитываются стандартным оборудованием на объекте). На основании этих данных система способна улучшать параметры работы теплицы, прогнозировать развитие, предупреждать об ошибках и т. д.

Сервис обеспечивает:
  • Отслеживание ключевых параметров: температура, влажность, кислотность, освещенность;
  • Документирование;
  • Аналитику и прогноз;
  • Оценку урожайности;
  • Расширенные возможности: обнаружение сорняков, определение вредителей, распознавание болезней растений, определение повреждения листьев;
  • Подключение к внешним источникам данных.
Сервис для предприятий животноводства, производства молока, например, позволяет консолидировать информацию из системы учёта стада, доильного зала, производства, персонала, дополнять ее климатическими параметрами, данными по микроклимату на ферме, осуществлять мониторинг и предиктивную аналитику.

Работа происходит в три этапа. Первый —сбор данных. Он основан на трех компонентах: анализ и прогноз на базе готовых данных, подключение к инфраструктуре заказчика и автоматизированный сбор данных и собственная система сбора данных (датчики как собственные, так и сторонних производителей, а также программно-аппаратный комплекс).

Следующий этап —обработка данных, аналитика, прогноз, которые представлены наглядными графиками и диаграммами. И, наконец, веб-интерфейс или приложение, в котором всю информацию можно посмотреть в любой точке мира и с любого устройства, имеющего доступ в интернет.

Что собой представляет комплекс управления тепличным хозяйством? Это программно-аппаратное решение с огромным количеством датчиков, которые управляют оборудованием: световым, заслонками, вентилями, приводами, которые открывают окна, поднимают шторки, подают удобрения, воду, смешивают все в миксерах и выдают в систему гидропоники.
— Идея нашего продукта в том, чтобы не создавать конкуренцию подобным системам управления климатом, а, проанализировав их работу, выявить слабые стороны, те, которые эти системы «не видят», но, в общем-то, им достаточно тех данных, которые они «видят», чтобы управлять процессом, —утверждает Александр Сергеевич. —Наш же сервис собирает эти невидимые данные и формирует единую модель —«цифрового двойника». У систем управления тепличным комплексом, в том числе импортного производства, есть данные, которые собирают их собственные метеостанции, но их может быть недостаточно. Поэтому зачастую мы используем собственные климатические сенсоры и датчики.

В других подобных системах нет никакой экономики, отметил Елин. Смысл их сводится к тому, чтобы свет вовремя включался и выключался, температура внутри была в пределах нормы, вода и удобрения вовремя подавались. При этом есть четкие границы параметров —к примеру, температура не выше и не ниже определенных показателей. И сочетание этих факторов иногда вызывает отрицательный эффект. Потому что тут —температура не выше не ниже, здесь —удобрение в таких-то пределах, там —освещение должно быть только такое. Все это может оказать неблагоприятное влияние на растения, и они не произведут тот объем продукции, который заложен селекционерами. Пользователи же сервисов видят всю картину целиком и могут управлять процессом с точки зрения экономических показателей.

— «Цифровая трансформация» —этот термин можно применить к нашим разработкам, —отмечает Александр Елин. —Мы активно используем механизмы искусственного интеллекта. Обучаем нашу систему работе на определенных объемах информации, из которых 70% —имеющиеся данные. Сверяем их с 30% оставшихся данных и корректируем модель. Так мы добиваемся высокой степени достоверности полученного результата с прогнозом. В итоге можем спрогнозировать, что будет с урожаем, какое будет содержание сахара, например, в томатах. Экономические показатели также прогнозируются. Это дает хозяйству, использующему наши сервисы, конкурентное преимущество, поскольку оно обладает информацией, которой нет у других участников рынка.
Елизавета Черкина
Производственный эффект
  • Принятие решений на основе точных, актуальных и достоверных данных.
  • Облачная отказоустойчивая инфраструктура обеспечивает безопасность данных. Интеграция любых дополнительных внешних данных и высокая производительность вычислений.
  • Эффективное проектирование оптимальных производственных процессов, автоматизация решений при сохранении и улучшении агроэкологического состояния хозяйства и получение положительного экономического эффекта.
  • Сокращение расхода дорогостоящих пестицидов, гербицидов, удобрении, расчет оптимальных доз и общей потребности в семенах и экономия на трудозатратах.
  • Использование предиктивной аналитики обеспечивает отслеживание изменений на ранних стадиях.
  • Контроль качества выполнения агротехнических мероприятий с учетом мониторинга сельскохозяйственной техники всегда под рукой.
    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>