Дата публикации: 21 августа 2023
Татьяна Антипова, заместитель генерального директора АО «Росагролизинг»:
«Лизинг – гибкий инструмент поддержки аграриев»

Несмотря на прогнозируемое падение рынка сельхозтехники, связанное не только с уходом западных поставщиков, но и складывающейся рыночной конъюнктурой, АО «Росагролизинг» отмечает рост поставок техники. Темпы отгрузок превышают прошлогодние на 38%, и по итогам 2023 года компания планирует поставить российским аграриям не менее 13000 единиц машин и оборудования. Способствует этому и реализуемая стратегия цифровой трансформации — сегодня «Росагролизинг» активно развивает маркетплейс и собственное приложение. О том, как эволюционирует лизинг и какие сегодня есть перспективы развития этого инструмента поддержки, журналист «Аграрной политики» побеседовал с заместителем генерального директора АО «Росагролизинг» Татьяной Антиповой.
— Татьяна Владимировна, в прошлом году «Росагролизинг» поставил около 16% всей техники, приобретенной российскими аграриями, в этом году темпы отгрузок уже превышают прошлогодние на 38%. Почему растет популярность лизинга как финансового инструмента для обновления парка техники?

— Действительно, если посмотреть на промежуточные итоги работы компании, реализация техники в лизинг идет ускоренными темпами. «Росагролизинг» уже поставил российским аграриям почти 10000 единиц техники, это существенно больше чем годом ранее. Несмотря на то что рынок сельхозтехники испытывает турбулентность, мы наблюдаем рост востребованности лизинга как финансового инструмента обновления техпарка.

Татьяна Антипова, заместитель генерального директора АО «Росагролизинг»
В целом это общемировая тенденция: в развитых странах доля лизинга в инвестициях составляет от 30 до 50%, в развивающихся — 5–10%. В России около 30% техники приобретается через лизинг, более половины из них приходится на «Росагролизинг».

Почему же растет популярность этого инструмента? Когда мы говорим о лизинге, мы подразумеваем длинное и доступное финансирование, а в случае с льготным лизингом — это еще и существенная экономия средств для аграриев. То есть у сельхозпредприятий есть возможность не только приобрести средства производства, но при этом сэкономленные деньги направить на покупку семян, удобрений, зарплаты сезонным работникам и так далее. Вывод напрашивается сам собой. Если говорить в цифрах, то за последние несколько лет льготные программы с инструментами государственной поддержки позволили нашим аграриям сэкономить 12,7 млрд рублей, в пересчете на каждого клиента — в среднем 3 миллиона! Это колоссальные деньги.

— Какие новые лизинговые программы запустила компания, чтобы помочь аграриям приобретать технику?

— В этом году мы успешно реализовали несколько беспрецедентных акций, которые позволили нашим аграриям не останавливать инвестиционную активность в турбулентных условиях, а продолжать решать задачи, связанные с технической и технологической модернизацией производства. В начале этого года мы запустили программу «Раннее бронирование», по которой сельхозпредприятия могли купить технику по ценам прошлого года, а весной провели акцию «Агросезон без платежей» — по ее условиям аграрии получают технику с 0% аванса и отсрочкой платежей до сентября 2024 года. И буквально недавно, в начале июля, мы запустили третью акцию, таргетированную на тракторы российского и белорусского производства, которая предусматривает упрощенный пакет документов, существенно сниженные цены на тракторы (от 10 до 25%) и отсрочку по платежам до 1 октября следующего года.

— «Росагролизинг» реализует стратегию цифровой трансформации, например, теперь заявку на лизинг можно оформить онлайн на электронной площадке. Трудно ли было распространять новые практики среди аграриев, которые, как известно, достаточно консервативны? Какие результаты можно назвать за несколько лет существования маркетплейса сельхозтехники, мобильного приложения?

— Да, в 2019 году, мы были одними из первых, кто решился на подобный шаг, а через два года на выставке «Золотая осень» еще и представили собственное мобильное приложение. Прежде чем войти в сегмент приложений для АПК, мы провели исследование и выяснили, что в мобильном трафике нашего маркетплейса примерно половина пользователей использует смартфоны. Тогда стало понятно, что ментально российские аграрии уже готовы к уходу в цифровой канал взаимодействия. Сегодня у маркетплейса «Росагролизинга» около 100 тыс. посетителей в месяц, а у приложения — 5000 пользователей. Могу сказать с уверенностью, что на фоне увеличения цифровизации и роботизации сельского хозяйства востребованность онлайн-сервисов будет только увеличиваться. Поколение аграриев молодеет, задачи, связанные с привлечением молодых кадров на село, дают свои плоды, и сегодня средний возраст специалистов в АПК уже составляет 40–45 лет. Им, безусловно, нужны современные каналы коммуникации, поэтому лизинг эволюционирует в сервисной составляющей, он становится более удобным, лизинговые компании развиваются в скорости оказания услуг.

— Как изменился ваш продуктовый портфель после ухода с рынка западных поставщиков?

— Здесь стоит в первую очередь сказать о том, что доля иностранных брендов, ушедших с рынка, в общем продуктовом портфеле «Росагролизинга» еще до событий 2022 года не превышала 1%. Почему так? «Росагролизинг» — это инструмент поддержки отрасли, а какой сегмент наиболее в ней нуждается? Это малые и средние предприятия, которым нужны льготные инструменты финансирования, чтобы обновлять парк техники. Наш целевой клиент — это небольшие фермерские хозяйства, они и раньше отдавали предпочтение понятной, надежной и доступной российской технике. Крупный агробизнес действительно интересовался энергонасыщенными зарубежными машинами, поскольку зачастую агрохолдинги формируют монобрендовый парк техники. Учитывая, что мы — для «малышей», портфель «Росагролизинга» в основном сформирован российской или белорусской сельхозтехникой. Поэтому риски, связанные с уходом с рынка иностранных компаний, нас не коснулись.

— Сегодня на рынке сельхозтехники сложилась непростая ситуация. Из-за низких цен на зерно аграрии сокращают инвестиции в техническое перевооружение. На ваш взгляд, какие меры сегодня могли бы поспособствовать росту доступности техники для аграриев?

— Чем больше и разнообразнее меры поддержки, тем проще работать нашим аграриям, чем дешевле техника для конечного потребителя, тем лучше. Причем сегодня в России есть и инструменты поддержки спроса, и предложения. Например, льготный лизинг и льготное кредитование, программа №1432, которая в этом году, может быть, получила не самый внушительный бюджет, но тем не менее остается достаточно эффективным инструментом. Кроме того, недавно Минсельхоз и Минпромторг сформировали план приобретения отечественных и белорусских тракторов, зафиксировав цены на технику и дополнительно согласовав скидку 20%. Мы тоже участвуем в реализации этого плана.

Говоря о падении рынка сельхозтехники, нужно в первую очередь понимать, сегодняшняя ситуация конечная, и так или иначе она формирует отложенный спрос. Парк техники российских хозяйств требуется насыщать и обновлять. А инструментов для этого достаточно, потенциалом обладают и региональные программы поддержки. Например, в рамках Петербургского экономического форума «Росагролизинг» заключил соглашение с Московской областью, согласно которому будет пересмотрен коэффициент субсидирования приобретения техники, в том числе в лизинг.

— Какие перспективные направления развития лизинговой сферы вы сегодня можете назвать? В каких сегментах сельского хозяйства вы видите потенциал роста лизинга?

— Есть несколько таких направлений. Первое — лизинг станков и оборудования — прошедший год показал, насколько это актуальное направление. Второе, что хотелось бы отметить, — это запрос аграрной отрасли на еще большую экономичность и экологичность. Сейчас «Росагролизинг» совместно с Минсельхозом прорабатывает пилотную программу поддержки приобретения техники на газомоторном топливе. В этом году в ней примут участие 4 региона (Республика Башкортостан, Краснодарский край, Республика Татарстан, Омская область), пока в программу включена только автомобильная техника, но в будущем планируется расширить ее и на сельхозтехнику. Таким образом, мы решаем сразу две задачи — оптимизация затрат на топливо и сокращение вредных выбросов. Если проект покажет востребованность, будем масштабировать его на другие регионы.

Говоря об экологичности, нельзя не упомянуть развитие сегмента электротехники. Также нам интересна тема беспилотной техники, но пока в этом направлении есть свои сложности. В целом мы очень пристально наблюдаем за всем, что так или иначе касается агропромышленного комплекса и стараемся оперативно реагировать, а иногда и предвосхищать запрос. Лизинг — это очень гибкий инструмент, а отрасль, в которой мы работаем, требует повышенной чувствительности, так как она сопряжена с рисками. Здесь нужно очень быстро адаптироваться к меняющимся условиями, и я считаю, что у нас неплохо получается, об этом свидетельствуют показатели работы компании.

— Какие задачи вы ставите на 2023 год?

— Мы находимся в состоянии непрерывного роста, и несмотря на тенденции, которые влияют на АПК, от нас ждут дальнейшего увеличения поставок техники. В прошлом году через «Росагролизинг» российским аграриям было отгружено свыше 12000 единиц техники, в этом году в наших планах — 13000 единиц. Мы прикладываем максимум усилий, чтобы выполнить поставленные перед компанией задачи по обеспечению аграриев средствами производства.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>