Дата публикации: 29 мая 2019
тренды
РЫНОК МОЛОКА
Рынок сыров сегодня является драйвером молочной отрасли России, уверен Алексей Мартыненко, генеральный директор компании «Умалат». Сегодня компания занимает на российском рынке свежих сыров 4-е место по объему выручки, хотя три-четыре года назад едва ли входила в первую десятку.

Из материала вы узнаете:

  • Какова динамика роста рынка свежих сыров в России, какую зависимость можно проследить от отрасли молочного животноводства.

  • В какие сегменты сыроделия сегодня инвестируют такие крупные компании, как «Умалат».

  • Союз производителей продукции «Сыр Адыгейский» требует запретить употреблять наименование «Сыр Адыгейский» производителям, работающим вне территории Республики Адыгея. Как это может повлиять на рынок сыров и потребление данного продукта?
справка
Компания «Умалат» уже более 15 лет производит свежие сыры под брендами Unagrande, Pretto и «Умалат». Компания использует только свежее молоко высшего сорта, которое проходит строгий микробиологический контроль. Продукты компании «Умалат» не содержат растительных жиров и консервантов.
Алексей Мартыненко, генеральный директор компании «Умалат»
Сегодня компания «Умалат» занимает на российском рынке свежих сыров 4-е место по объему выручки, при этом еще три-четыре года назад она едва ли входила в первую десятку. В планах основателя и руководителя «Умалат» Алексея Мартыненко — занять второе место в ближайшее время. Такая положительная динамика обеспечена высоким спросом на продукцию, стабильными инвестициями в развитие производства и продуктовой линейки. В интервью журналу «Аграрная политика» Алексей Мартыненко рассказал о состоянии российского рынка сыров и озвучил свое мнение по спорному вопросу, связанному с лоббируемым запретом на производство адыгейского сыра не на территории Республики Адыгея, от которого могут пострадать как потребители, так и участники рынка.

— Алексей, как вы оцениваете состояние российского рынка сыров? Насколько перспективен сейчас этот сегмент, на ваш взгляд? Можно ли проследить зависимость от рынка молока?

— Рынок сыров — это один из немногих рынков, который, на мой взгляд, в долгосрочной перспективе будет расти. По сегменту свежих сыров, в котором работает наша компания, мы видим ежегодный рост 11%. Этот сегмент динамично растет, потому что у потребителей меняются вкусы. В последние годы практически у всех производителей увеличиваются продажи крем-чиза, а недавно наша компания запустила новый продукт — шоколадную рикотту, и ее продажи уже выросли в два раза.
Что касается рынка молока, то цена на сырье держится в стабильном диапазоне последние 2–3 года. И сегодня рынок сыров является драйвером молочной отрасли России. Мы задаем на нем темпы и тренды. Потребность российских сыроделов в качественном молоке привела к тому, что начало появляться все больше ферм, которые стремятся производить продукт с высокими показателями по белку и другим характеристикам. За счет этого мы можем развивать свое производство, а животноводы — внедрять современные технологии.
— Конечно, молоко — это один из наиболее важных компонентов сыра, от его качества напрямую зависит то, каким будет конечный продукт. Скажите, как в компании «Умалат» построена работа по закупке сырья, контролю его качества, отбору новых поставщиков?

— На основании своего многолетнего опыта работы могу сказать, что отечественное молоко по многим параметрам — лучшее в мире. Российские производители достигли высочайших показателей по бак-обсемененности, соматическим клеткам и т. д. Есть фермы, на которых коровы голштинской породы дают молоко с белком 3,7. Но, безусловно, любых поставщиков нужно контролировать, и на нашем заводе внедрен жесточайший контроль качества. Прежде чем закупать молоко мы проводим аудит фермы, чтобы выяснить, сможет ли предприятие обеспечить нам стабильные поставки нужного качества. Сейчас у нас 4 постоянных поставщика, и даже при увеличении мощности завода они способны полностью закрыть наши потребности в сырье. Также рядом с нашей производственной площадкой в Брянской области строится новая молочная ферма, которая будет производить до 80 тонн молока в сутки. Таким образом, мы не видим проблемы с качественным сырьем, и это дает нам возможность для дальнейших инвестиций в производство. Так, за этот год мы планируем вырасти на 30%.
— По мере увеличения мощности завода будет ли расширяться география поставок, продуктовая линейка?

— С точки зрения географии наша продукция представлена практически во всех регионах страны. Но при этом мы видим потенциал роста за счет более активных продаж. Нужно повысить доступность нашей продукции для потребителей, «встать на полку» магазинов «у дома». Наша дистрибьюция должна быть максимально удобной и близкой для потребителя. Сегодня мы ведем работу по увеличению матрицы в различных торговых сетях — «Магнит», X5 Retail, «Дикси» и др. Пока ассортимент наших товаров там сокращенный, а конкуренция довольно большая. Но у нас есть преимущество — стабильные качество и поставки, а это очень важно для сетей.

— Многие сельхозпроизводители отмечают, что очень непросто попасть со своей продукцией в ту или иную торговую сеть. Как вы выстраиваете отношения с ритейлом?

— Когда мы только заходили со своей продукцией в торговые сети, нам повезло, что на тот момент полка была не заполнена, и попасть туда было довольно легко. У нас сложились достаточно хорошие деловые отношения, например, с Metro, в этой сети представлена полная линейка продукции нашей компании. Есть сложности в работе с магазинами «у дома», там довольно мало полочного пространства и много поставщиков, поэтому сети могут выбирать, какой товар поставить на полку. До сих пор есть сети, где наша продукция не представлена совсем. Секрет в работе с ритейлом, на мой взгляд, один — выработать стратегию и хорошо подготовиться к переговорам. Встать на полку — непростая задача, но она влияет на капитализацию компании.
СПРАВКА
В ноябре 2018 года Союз производителей продукции «Сыр Адыгейский» направил иск к ЗАО «Умалат» с требованием запретить употреблять наименование «Сыр Адыгейский» и взыскать компенсацию за его незаконное использование. В компании считают, что Союз пытается таким образом вести нечестную конкурентную борьбу.

Производство адыгейского сыра регулируется одновременно двумя противоречащими друг другу документами: ГОСТом и НМПТ. Но российские потребители знают этот продукт именно по требованиям ГОСТа —аутентичный сыр, сделанный в соответствии с НМПТ, сейчас никому не знаком. Компания «Умалат» отметила, что наименование «Адыгейский сыр» вошло в употребление для обозначения товара определенного вида и не связано с местом его производства —это предусмотрено пунктом 2 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Требование адыгейских компаний запретить производство продукта за пределами республики привело к падению рынка адыгейского сыра. Решение торговых сетей снять с прилавков адыгейский сыр, произведенный в других регионах России (то есть 70% всей продукции), по данным AC Nielsen, стало причиной падения рынка в 2017 году на 15,2%, в 2018 — на 18%. Такой дисбаланс может стать причиной рецессии сырной отрасли в России.

МНЕНИЕ
Конечно, мы могли бы остановить производство и отдать адыгейским производителям исключительное право на выпуск этого сыра. Но будет ли это честно и правильно? Практика других стран показывает, что такие решения нужно принимать на уровне общества и власти. Мы считаем, что необходимо поднять этот вопрос в рамках дискуссионной площадки на высоком уровне с участием представителей Государственной Думы и Минсельхоза РФ, ФАС, Роспатента, общественных организаций .
Цех упаковки на заводе компании «Умалат» в Брянской области
— Алексей, компания «Умалат» столкнулась со сложной ситуацией, касающейся производства адыгейского сыра. В суде рассматривается иск к вашей компании лица, аффилированного с Союзом производителей сыра «Адыгейский», с требованием запретить компании использовать наименование «Сыр Адыгейский». Скажите, как запрет на использование марки «Адыгейский» может негативно отразиться на потребителе и производителях этого сыра из разных регионов?

— Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории появления адыгейского сыра. Стандарты его производства были разработаны в Угличе в 1972 году, а название дано в честь старинных черкесских рецептов. Это отражено в ГОСТе, разрешающем выпускать адыгейский сыр на всей территории Таможенного Союза. Позднее, в 2004 году, адыгейские сыроделы получили на этот сыр патент НМПТ (наименование места происхождения), который накладывает запрет на выпуск продукта вне территории Адыгеи. Однако в патенте отражены требования к производству, которые невозможно реализовать в промышленных масштабах — это использование сплетенных вручную ивовых корзиночек, придающих продукту необходимую форму и узор на его поверхности. Помимо сложности в производстве, такие корзинки плохо подвергаются дезинфекции, из-за чего могут стать источником заражения сыра патогенной микрофлорой. Поэтому адыгейские производители не соблюдают НМПТ, выпуская продукцию по ГОСТу и ТУ — соответствующая маркировка имеется на упаковке их продуктов. В данном контексте показательная ситуация с вологодским маслом. Производители доказали особую технологию его изготовления, на основании этого зарегистрировали НПМТ на ряде предприятий Вологодской области в соответствии с уникальностью технологии и особыми свойствами продукта.

Таким образом, налицо юридическая коллизия. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в Туле отклонил апелляцию Союза производителей продукции «Сыр Адыгейский» к «Умалат», требующую запретить компании употреблять наименование «Сыр Адыгейский» и взыскать компенсацию за его якобы незаконное использование. Но сыроделы Адыгеи продолжают инициировать судебные иски, однако «Умалат» намерен и дальше отстаивать право потребителей на полюбившийся им сорт сыра. Мы считаем, что нельзя так поступать с потребителем. Уже сейчас потребление упало на 43%, потому что сети перестают заказывать адыгейский сыр не из Адыгеи. Эта ситуация в сегменте свежих сыров опасна особенно для нашей большой страны, ведь такие территории, как Урал и Сибирь могут вообще остаться без адыгейского сыра.

Конечно, мы могли бы остановить производство и отдать адыгейским производителям исключительное право на выпуск этого сыра. Но будет ли это честно и правильно? Практика других стран показывает, что такие решения нужно принимать на уровне общества и власти. Мы считаем, что необходимо поднять этот вопрос в рамках дискуссионной площадки на высоком уровне с участием представителей Государственной Думы и Минсельхоза РФ, ФАС, Роспатента, общественных организаций. Компания «Умалат» предлагает организовать такую дискуссию как можно скорее.
Людмила Усольцева
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>