Дата публикации: 14 марта 2020
Перспективы внедрения в России
нового беспилотного самолета
для сельского хозяйства

ПРЕМЬЕРА: Украинская компания AeroDrone разработала специально для отрасли сельского хозяйства и решения задач ультрамалообъемного опрыскивания новый мощный беспилотник Discovery (DR-60). Новинка пока не применяется в России, но уже активно используется сельхозпредприятиями на территории Украины, в Канаде, Бразилии, США.

Из материала вы узнаете:
  • – На каких работах эффективнее всего использовать беспилотник DR-60, какова его производительность за 1 час.
  • – Почему обрабатывать посевы DR-60 гораздо выгоднее, чем с помощью дронов.
Евгений Трубчанинов
Не является рекламой
Discovery (DR-60) внешне похож на маленький самолет с жестким крылом, вместо аккумуляторных батарей установлен двигатель внутреннего сгорания. DR‑60 пока не применяется в России, но уже активно используется сельхозпредприятиями на территории Украины, в Канаде, Бразилии, Аргентине, США. Мы попросили Евгения Трубчанинова, директора российской компании «Агроль-Авиа», рассказать о перспективах использования беспилотного самолета в нашей стране и технических особенностях новой модели.

— Евгений Михайлович, с чем связан ваш интерес к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА)?

— Изначально наше предприятие занималось средствами защиты растений. Соответственно, я интересовался вопросом, как применять современные СЗР наиболее эффективно. Мировой опыт показывает, что технологии точного земледелия, точечного внесения различных СЗР в оптимальные сроки ориентированы на использование беспилотников. За ними будущее.
Изучая рынок БПЛА, в одной из статей нашел материал о DR‑60. Это беспилотник, разработанный компанией AeroDrone. Он создавался специально для сельского хозяйства, решения задач ультрамалообъемного опрыскивания (УМО). Этот метод позволяет значительно снизить расход химикатов, но при этом повысить эффективность операции за счет более равномерного распределения раствора по поверхности листьев растений. Но и это еще не все. Новым беспилотником заинтересовались израильские программисты. IT-специалисты компании Tarаnis разработали уникальную систему определения вредных объектов с точностью до квадратного сантиметра. Система сама в автоматическом режиме определяет порог вредоносности.

Таким образом, с помощью DR‑60 мы изначально проводим мониторинг растений, чтобы определить, где у нас есть очаги либо болезней, либо инсектицидного заражения, либо сорной растительности. После этого можем дифференцированно вносить СЗР и сокращать их расход, а значит и финансовые затраты. Причем, необходимое для обработки количество СЗР можно снизить на порядок. Иногда после мониторинга состояния растений там, где раньше при традиционной обработке использовалось 100–200 литров на гектар, можно израсходовать всего 1–3 литра с той же эффективностью.
ОСОБЕННОСТИ НОВИНКИ
Беспилотный самолет Discovery (DR‑60) разработан компанией AeroDrone специально для нужд сельского хозяйства — ультрамалообъемного опрыскивания (УМО). Этот метод позволяет значительно снизить расход химикатов и повысить эффективность опрыскивания за счет более равномерного распределения раствора по поверхности листьев растений. IT-специалисты компании Tarаnis специально для DR‑60 разработали уникальную систему определения вредных объектов с точностью до квадратного сантиметра. Система сама в автоматическом режиме определяет порог вредоносности

С помощью DR‑60 можно проводить мониторинг для определения очагов болезней или распространения вредителей, а после этого дифференцированно вносить СЗР
Характеристики DR-60
— БПЛА сам определяет, где нужно распылять СЗР, а где — нет?

— До такой степени автоматизация еще не дошла, но в перспективе — почему бы и нет? Пока человек, оператор, все же необходим. Опираясь на результаты мониторинга, которые предоставил DR‑60, он составляет карту полета с указанием точек включения и выключения распылителя. А вот дальше техника все делает сама, от взлета до посадки. Беспилотник не требует дополнительного оборудования для работы в поле, за ним не надо следить, он возвращается сам в заданное место, выполнив программу.

— Об использовании дронов в сельском хозяйстве в последние два года говорят очень много. И моделей беспилотников тоже существует большое количество. Почему остановили выбор именно на DR‑60?

— Насколько нам известно, это единственный в мире беспилотник, который создавался специально для нужд сельского хозяйства. По сути, это маленький самолет с жестким крылом, у него есть двигатель внутреннего сгорания (не аккумуляторные батареи), а значит, он обладает более высокой грузоподьемностью и может обработать большие площади без подзарядки. Время нахождения в воздухе зависит от емкости для топлива. Т.е. в этом отношении в этом сегменте рынка DR‑60 — вне конкуренции. Что касается площадей, которые можно обработать за час, то это порядка 80 га. Заявленный максимум большинства дронов не превышает 10 га в час. В силу малой грузоподъемности и очень ограниченного времени нахождения в воздухе большинство дронов нерационально использовать для внесения СЗР.

Что же касается беспилотника DR‑60, то за одни сутки он может выполнить работу, которая без его участия выполняется за неделю. Техника прекрасно справится с обработкой в ночное время (а чаще всего опрыскивание проводится именно ночью). При этом сэкономит хозяйству ГСМ, СЗР и позволит не отвлекать самоходную технику от других работ. Он взлетит даже с переувлажненной почвы и обработает посевы, тогда как колесная техника будет вязнуть, и сроки придется сдвинуть. Еще один момент — внесение пестицидов по высокорастущим культурам. Преимуществ у БПЛА множество!
— Если преимущества беспилотников настолько очевидны, почему их использование в нашем сельском хозяйстве настолько редкое явление?

— Явление, действительно, редкое. Хотя все меняется на наших глазах. Если еще два-три года назад беспилотник в поле был экзотикой, то сегодня я знаком с компаниями, которые осуществляют и мониторинг, и чтение культур с помощью индекса NDVI (Normalized difference vegetation index, Нормализованный вегетационный индекс — показатель здоровья растения, который вычисляется по тому, как растение отражает и поглощает разные световые волны — прим. ред.), занимаются установкой границ полей. Технология медленнее, чем хотелось бы, входит в сельское хозяйство. Во-первых, наши аграрии привыкли работать на «ручном управлении» своим бизнесом, не доверяют технике. Во-вторых, я уже говорил, что 95% беспилотников в силу небольшой грузоподьемности и малой емкости аккумуляторов для обработки полей СЗР неэффективны. Появление DR‑60, который может за час обработать порядка 80 га, а в сутки — порядка 800 га, решает эту проблему.

Скоро использование БПЛА для обработки полей станет насущной необходимостью. Ведь и автопилоты для тракторов и комбайнов, и подруливающие устройства тоже тяжело входили в повседневную практику, но сегодня они уже широко распространены. Я думаю, следующий этап — это БПЛА. Одно с другим связано: чтобы применять автопилот, нужно оцифровать поля. А беспилотник сделает это быстро и качественно.
— Используются ли уже беспилотные аппараты DR‑60 в России?

— DR‑60 еще не работают в России, но уже активно применяются на территории Украины, в Канаде, Бразилии, Аргентине, США и прекрасно показывают себя в разных климатических поясах, на разных культурах. Это говорит о том, что в России они смогут работать успешно в любом регионе. В современном ресурсосберегающем экономически эффективном сельском хозяйстве отдается предпочтение УМО-внесению СЗР. Методом УМО-внесения у нас работает малая и сверхлегкая сельхозавиация. Тем, кто уже имел дело с малой авиацией, не нужно доказывать эффективность этого метода.

Но обеспечить потребности всего АПК страны сельхозавиация не может. В 90-е годы отрасль была утеряна. По официальным данным у нас зарегистрировано всего 228 единиц авиационной техники, которые к тому же очень изношены. Есть серьезная проблема с пилотами (в основном это пенсионеры, состояние здоровья у которых неидеальное, а работать им приходится с большой нагрузкой, в том числе и по ночам). Поэтому летательные аппараты сельхозназначения, к сожалению, с печальной регулярностью терпят аварии и катастрофы.

При этом объективная потребность в агроавиации очень высока. Обработка с воздуха позволяет увеличить урожайность культур на 20–25%. Время на обработку химикатами в период нашествия вредителей сокращается примерно в 10 раз, а значит снижается поражение растений. Если к этому прибавить достижения цифровой техники (точное земледелие — оцифровку полей и точечное внесение), получится огромная экономия.
— То есть дроны в перспективе заменят агроавиацию?

— Не заменят, а органично встроятся и помогут восстановить ее. Агроавиация будет доукомплектована беспилотниками. Без «большой» сельхозавиации не обойтись, например, в период ранневесеннего внесения удобрений — такой груз ни один беспилотник не поднимет. А БПЛА можно доверить мониторинг и обработку посевов, особенно на полях не очень большой площади, т. е. работы, где использование самолета или вертолета просто нерентабельно.
Наш беспилотник, с моей точки зрения, идеально вписывается в государственную стратегию «Возрождение авиации для применения в сельском хозяйстве».
Лариса НИКИТИНА
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>