Дата публикации: 12 сентября 2019
Центральный ФО
ООО «РОДНИКОВОЕ ПОЛЕ»: МЫ ИНВЕСТИРУЕМ В ТЕХНОЛОГИИ!
РОДНИКОВОЕ ПОЛЕ» – это единственный комплекс в России, где уход за животными максимально автоматизирован. Здесь установлены доильные роботы и функционирует система автоматического кормления. Помимо животноводства, предприятие развивает и растениеводство, причем не только кормовую составляющую, но и актуальное сейчас производство льна-долгунца.

Из материала вы узнаете:

  • - Почему предприятие выбрало роботов Lely модели Astronaut 4.
  • - Какие корма подаются на кормовой стол и как они раздаются автоматической системой кормления Lely Vector.
  • - Удалось ли поднять надои за счет установки в коровниках музыкального оборудования.
  • - Можно ли повысить рентабельность выращивания льна.
«РОДНИКОВОЕ ПОЛЕ» — первое
хозяйство в России, которое стало использовать автоматизированную систему кормления Lely VECTOR
Агропромышленный комплекс «РОДНИКОВОЕ ПОЛЕ» был организован в живописном экологически чистом месте два года назад — в Венёвском районе Тульской области рядом с деревней Татарники. На данный момент это единственный комплекс в России, где уход за животными максимально автоматизирован, и теперь посмотреть на работу предприятия приезжают специалисты со всей страны. Хозяйство планирует наладить выпуск сыров из собственного сырья, поэтому для разведения были выбраны коровы пород джерси и монбельярд, молоко которых, как известно, лучше всего подходит для сыроделия. Помимо животноводства, в «РОДНИКОВОМ ПОЛЕ» развивают и растениеводство, причем не только кормовую составляющую, но и актуальное сейчас производство льна-долгунца. О плюсах автоматизации молочного производства и перспективах выращивания льна журналу «Аграрная политика» рассказал генеральный директор Сергей Викторович Бочаров.
Роботизация основных процессов на молочной ферме
— Сергей Викторович, расскажите, какие направления вы развиваете на данный момент?

— У нас три основных направления — молочное скотоводство, растениеводство и семеноводство. В севообороте у нас такие культуры, как пшеница, ячмень, овес и рапс, а также многолетние травы и кукуруза для кормовой базы. Для производства молока в 2018 году мы приобрели 256 племенных коров породы джерси и монбельярд. Сейчас с учетом приплода общее поголовье достигло 400 голов. Не менее важное для нас направление — производство элитных семян льна-долгунца.

— Эти породы не самые популярные в молочном скотоводстве, почему вы остановили свой выбор именно на них?

— Действительно, в России эти породы не так часто встречаются, но мы изначально планировали сырное производство, поэтому выбрали именно их. В Европе для производства качественных сыров используют молоко от коров пород джерсейская и монбельярд, потому что они дают сырье с повышенным содержанием жира и белка.

— Почему вы решили использовать доильных роботов?

— С самого начала было принято решение строить ферму с учетом современных мировых технологий, поскольку они более оправданы и эффективны с точки зрения производительности и качества продукции. Сейчас в развитых странах основной технологией является роботизированное доение, именно оно позволяет получить высокое качество молока. При этой системе производственный цикл полностью замкнут: человеку не требуется контактировать с коровой и молоком, чего трудно достигнуть при классической дойке карусельного или линейного типа. Перед покупкой оборудования мы изучили рынок роботов: посмотрели на их работу в других хозяйствах, сравнили рекомендации, качество и стоимость. В результате остановились на голландской фирме Lely. Когда мы закупали роботов для доения, в продаже еще не было модели Astronaut 5, поэтому мы приобрели два робота модели Astronaut 4 и еще два — этой же, но улучшенной модели. С роботами мы используем программное обеспечение Т4С (Time for Cows), предложенное Lely.
На ферме содержатся
племенные животные
джерсейской породы
— Сколько коров обслуживается одним роботом и какие надои вы получаете?

— На ферме установлено четыре доильных робота, а для максимальной эффективности технология предусматривает использование не более 70 дойных коров на одного робота. У нас сейчас идет второй отел, поэтому с учетом сухостоя нагрузка пока ниже — порядка 55 голов. Надои по некоторым коровам достигают 60 л в сутки, по второй лактации мы ожидаем порядка 9 000 тонн на голову за лактацию. Валовый надой на данный момент составляет около 5000 л в сутки.

— Помимо доения, какие еще процессы на ферме автоматизированы?

— Любой специалист по животноводству скажет, что в кормлении, как и в доении, большую роль играет человеческий фактор. Стоит доярке неправильно обработать вымя перед доением, как мы получаем снижение качества молока, то же самое происходит и с кормлением: если зоотехник или животновод где-то недоглядел, неправильно раздал или забыл добавить концентрат, то сбалансированный рацион коровы нарушается. Для животных важна стабильность, то есть корм должен быть стабильного качества и состава! В случае с роботом проблема человеческого фактора решается. Поэтому мы дополнительно рассмотрели еще и технологию автоматического кормления: используем робот-кормораздатчик для автоматической системы кормления Lely Vector, который обеспечивает кормами все дойное стадо.

— Какие корма подаются на кормовой стол и как это происходит?

— Основные корма состоят из сена, соломы, силоса, сенажа и сложнокомпонентного комбикорма. Кроме этого, в рационе присутствуют также кормовые добавки. Каждый из этих кормов загружается в определенную ячейку кормовой кухни. В роботе установлена программа, в которой прописаны наименования кормов и их местонахождение по ячейкам. С помощью грейфера он достает корм из ячеек, взвешивает каждый компонент, замешивает и раздает на кормовой стол животным. Специальная программа позволяет роботу двигаться по маршруту, определенному металлическими планками, с которых он считывает информацию о начале и окончании маршрута раздачи, развороте и возвращении на базу. Кормораздатчик передвигается в автономном режиме, а во время загрузки заряжает аккумуляторы. Во время движения робот сканирует остатки на кормовом столе и по мере необходимости замешивает новую партию, пополняя каждый сектор, и попутно пододвигает корм к коровам. Человек полностью исключен из процесса замешивания и раздачи кормов. Сотрудник нужен только для того, чтобы загрузить кормовые ингредиенты в ячейки кормовой кухни, и для технического обслуживания.
ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ
В ООО «РОДНИКОВОЕ ПОЛЕ» внедрена автоматическая система кормления Lely Vector. Человек полностью исключен из процесса замешивания и раздачи кормов. Основные корма состоят из сена, соломы, силоса, сенажа и сложнокомпонентного комбикорма, также в рационе присутствуют кормовые добавки. Каждый из этих кормов загружается в определенную ячейку кормовой кухни. В роботе установлена программа, в которой прописаны наименования кормов и их местонахождение по ячейкам. С помощью грейфера он достает корм из ячеек, взвешивает каждый компонент, замешивает и раздает на кормовой стол животным. Во время движения робот сканирует остатки на кормовом столе и по мере необходимости замешивает новую партию, пополняя им каждый сектор
— Сколько всего человек обслуживают коров и есть ли у вас ветеринарная служба?

— Всего на обслуживании коров занято 10 сотрудников. У нас в штате есть ветеринарный врач, так как практика показала, что в таком хозяйстве, как наше, нужен собственный специалист. Порой от оперативного реагирования профессионала зависит жизнь животного.

— Вы сами заготавливаете корма?

— Мы заготавливаем сено, солому, кукурузу на силос и закладываем в силосные ямы многолетние травы на сенаж. Пробовали делать сенаж в пленке, но эта технология нам не подошла, так как при роботизированном кормлении для загрузки нужны брикеты, а не рулоны. Гранулированный и молотый комбикорм тоже делаем сами, для этого у нас есть цех по приготовлению комбикормов, оборудованный мельницей и гранулятором производства компании «Доза-Агро».

— Как вы работаете над генетикой стада и выращиваете телят?

— Для улучшения стада сотрудничаем с поставщиками импортного качественного семени. Мы сами выращиваем телок, поэтому уделяем им особое внимание: обязательно проводим плановые профилактические и лечебные мероприятия. Выпойка также находится под контролем. До 2-х месяцев телята содержатся в домиках и выпаиваются молоком с постепенным введением в рацион комбикормов, а потом переводятся на групповое содержание и кормление полноценным рационом. Мы пробуем разные технологии выращивания телят, в прошлом году решили применить станцию выпойки Lely при групповом содержании. Но данное оборудование рассчитано больше на кормление ЗЦМ, а мы выпаиваем молоком. Поэтому сейчас остановились на индивидуальном кормлении с помощью молочного такси. Нам нужно вырастить здоровое поколение телок, а если в будущем займемся выращиванием бычков на мясо, тогда нам пригодится эта станция для выпойки ЗЦМ.

— Сергей Викторович, расскажите об условиях содержания стада.

— Коровник у нас построен по американскому типу, ориентированному на естественную вентиляцию, когда при открытии всех окон и конька воздух поступает в помещение снизу, а после нагревания уходит вверх. Также в коровнике имеются вентиляторы. Для комфорта животных в местах отдыха постелены резиновые маты. Кроме этого, мы установили в коровнике музыкальное оборудование: когда коровы слышат музыку, то не отвлекаются на посторонние звуки, становятся спокойнее и лучше отдыхают, едят и, соответственно, доятся. По нашим оценкам, это нововведение позволило поднять надои на 10–15%.

В коровнике устроено автоматическое навозоудаление. Навоз сгребается скреперами и сливается в предлагуну, где он перемешивается и накапливается, а после наполнения перекачивается уже в лагуну, представляющую собой бункерную систему из бетона. По санитарным нормам перед разбрасыванием на поля навоз должен отстояться карантинный период, поэтому мы используем две емкости, которые освобождаются по мере наполнения. Эта система достаточно дорогостоящая, но необходимая.

— Когда вы планируете начать собственную переработку и куда сейчас реализуете молоко?

— Оборудование по переработке молока мы только недавно установили, и через месяц запустим пробную партию продукции. А пока сдаем молоко на переработку на Узловский молочный комбинат и в сыроваренные компании. Качество нашего молока очень высокое, и покупатели это ценят. По смешанному молоку, которое сейчас сдается на переработку, белок составляет 3,3–3,5%, а жир — 4,5–5,5%. У молока джерсейских коров показатели жирности доходят до 7%.
Возрождение производства льна
— Как развивается ваше второе направление деятельности — растениеводство?

— Плановая посевная площадь предприятия составляет 4000 га. Помимо кормовой базы, мы выращиваем зерновые, которые частично идут на корма, а в прошлом году начали эксперимент по выращиванию семян льна. Это амбициозный проект, так как лен не является традиционной для Тульской области культурой. Но мы рискнули, и при сопровождении и поддержке Всероссийского научно-исследовательского института льна начали выращивать лен-долгунец на семена.

— Почему вы решились выращивать эту нетипичную для региона культуру, причем именно на семена?

— Лен издавна был российской культурой, которой стоит уделять больше внимания. Но на пути возрождения производства в стране существуют определенные проблемы: технологические, технические, кадровые, а также нехватка качественного семенного материала. В этом плане Беларусь нас опережает, там сумели удержать производство льна, а мы его несколько запустили. Сейчас началось восстановление производства этой культуры, но для этого нужны семена, причем элитные, а их не хватает, поэтому мы решили заняться семеноводством.

Вторая причина заключается в том, что лен-долгунец — культура, предпочитающая более холодный и влажный климат, чем в Тульской области. Поэтому выращивать его на волокно мы пока не рискнули, хотя, может быть, в перспективе будем заниматься и этим направлением. В прошлом году мы собрали первый урожай, он оказался неплохим: нам удалось получить семян порядка 7 ц с гектара, при том, что мы отрабатывали технологию. В этом году мы посеяли лен второй раз на площади 437 га, больше, чем в прошлом году, и я думаю, что урожайность будет выше, учитывая ранее полученный опыт.

— Какие еще перспективы имеются в выращивании льна?

— Чтобы восстановить производство продуктов из льна, недостаточно просто построить завод по его переработке. Нужно выстроить всю технологическую цепочку: семена, посевные площади льна для выращивания на волокно, технологии уборки и переработки, так как существует много нюансов, влияющих на себестоимость и качество. Сейчас у нас есть технология выращивания и уборки семян льна, но неотработанной осталась переработка льняной тресты. Мы хотим отработать технологию первичной переработки тресты на волокно у себя в хозяйстве, чтобы транспортировать уже отделенное от древесной части волокно. Для этого мы приглашали французских специалистов. Сейчас нет смысла вкладывать деньги в устаревшие методы, поэтому нам нужно подобрать такую современную технологию, которая будет актуальна и эффективна в будущем.
Елена Паркани
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>