Дата публикации: 6 июля 2018
ФГИС «Меркурий»:
часто задаваемые вопросы
Для чего нужна электронная ветсертификация
и как зарегистрироваться в системе?
1 июля 2018 года перевозка всей продукции животного происхождения — мяса, мясных полуфабрикатов, молока и молочных продуктов, меда и рыбы — должна быть оформлена в ФГИС «Меркурий» и иметь электронные документы. О том, что такое система «Меркурий», для чего она нужна покупателю, как начать в ней работать сельхозпроизводителю, мы попросили рассказать Александра Владимировича Киселева — начальника отдела Управления Россельхознадзора по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО.

— Для чего необходимо внедрение электронной ветеринарной сертификации?
— Очевидная необходимость внедрения системы, позволяющей отслеживать продукты питания на всей цепи от производства сырья и перемещения до потребителя готовой продукции, в России назрела давно. На прилавках магазинов нередко продается некачественный товар. Продукция с явными признаками фальсификации присутствует даже в социальных учреждениях. Так, например, в одном из детских садов Ямала мы выявили сливочное масло с жирностью 61% вместо 72%, указанного на этикетке. Или в одном из детских садов Тюмени мы обнаружили творог 1% вместо 5%, указанного на упаковке. «Хорошо», если производитель этой продукции — именно тот, кто указан на этикетке, но не исключено, что это не так. Поэтому вопрос о качестве и безопасности пищевой продукции актуален.
Существующая система выдачи бумажных ветеринарно-сопроводительных документов не обеспечивает прослеживаемость производства товара. Именно поэтому было принято решение о внедрении в стране системы электронной ветеринарной сертификации. Для ее практической реализации по поручению правительства Россельхознадзором была разработана федеральная государственная информационная система «Меркурий», благодаря которой стало возможно осуществление контроля цепочки производства продукции по принципу «от поля до прилавка». Она призвана оградить потребителя от фальсификата и небезопасной продукции.
— В чем заключаются новшества системы «Меркурий»?
— При производстве подконтрольного товара ветеринарно-сопроводительные документы, подтверждающие безопасность продуктов, должны оформляться на каждую партию продукции (под партией подразумевается определенное количество пищевой продукции одного наименования, одинаково упакованной и произведенной одним изготовителем). Также оформление ветеринарно-сопроводительных документов будет проводиться и при транспортировке каждой партии произведенной продукции.
В системе «Меркурий» в режиме реального времени будут отражаться все действия, которые так или иначе производились с продуктом. Так, например, мы сможем проследить путь сырого молока от каждой коровы до конкретного переработчика и узнать объем продукции, которую он выпустил с данной партии. В случае, если конечного продукта (творога, сливочного масла, кефира и т. д.) на выходе получилось больше, чем исходного сырья, возможно, производитель добавил, помимо основного продукта, например, растительные жиры, воду и др. Тогда надзорные органы возьмут на контроль недобросовестного производителя.

— Сможет ли рядовой покупатель в магазине узнать о происхождении продукта?
— Конечно. Для этого достаточно просканировать размещенный на документе продукта QR-код через специальное приложение на смартфоне и получить сведения о происхождении сырья продукта, месте его переработке и другую интересующую информацию.

— Какие предприятия должны приступить к работе по новым условиям и как это сделать?
— Получить доступ к системе «Меркурий» должны все участники оборота продукции, подконтрольной государственному ветеринарному надзору. Это и производители сырья, и переработчики, и торговые предприятия, а также столовые, рестораны и социальные учреждения (школы, больницы, детские сады и т. д.).
Для того, чтобы приступить к работе в системе «Меркурий», необходимо получить логин и пароль. Это очень просто, не нужно стоять в очереди, обивать пороги ведомств: достаточно заполнить заявление на фирменном бланке хозяйствующего субъекта (образцы заполнения можно найти на сайте Управления Россельхознадзора по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО, на главной странице в разделе «Это важно»), и отправить его по электронной почте в территориальное Управление Россельхознадзора по адресу: ufs-vetnadzor72@mail.ru. В течение 5 рабочих дней на указанный в заявлении электронный адрес придет логин и пароль. Использовать полученные данные для доступа к подсистеме Меркурий.ХС (Хозяйствующий Субъект) по адресу: mercury.vetrf.ru/hs.
Добавлю, что обязательная электронная ветеринарная сертификация осуществляется на безвозмездной основе, для работы по новым условиям не нужно устанавливать/приобретать никакие дополнительные приложения — вся работа осуществляется посредством сети интернет, что значительно сократит время на оформление ветеринарной сопроводительной документации, а также минимизирует финансовые затраты предпринимателей.

— Много ли предприятий на территории региона успело получить доступ к системе «Меркурий»?
— К настоящему моменту доступ для работы в системе получили примерно 10% хозяйствующих субъектов от общего количества участников оборота продукции животного происхождения на территории Тюменской области. Это очень небольшое количество с учетом оставшегося времени до 1 июля 2018 года.

— Какие последствия ожидают участников рынка, которые решат проигнорировать нововведения?
— Не получившие логин и пароль, а также не начавшие работу в системе субъекты не смогут получить ветеринарно-сопроводительные документы, а значит в рамках действующего законодательства они не имеют права перерабатывать, хранить, перевозить и реализовывать продукцию животного происхождения. Помимо этого, к нарушителям будут применены и административные нормы воздействия: отсутствие ветеринарных сопроводительных документов на продукцию влечет за собой привлечение к административной ответственности по ст. 10.8 КоАП РФ с наложением штрафа, размер которого может достигать 500 тысяч рублей.
По вопросам получения доступа к ФГИС
«Меркурий» обращаться:

+7 922 041-78-50 (круглосуточно)
+7 (3452) 43-97-82
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>