— Как повлиял на рынок сельхозмашин, производство кризис, связанный с коронавирусом, можно ли говорить о том, что АПК и сельхозмашиностроение пострадали в наименьшей степени? Как отразилась на отрасли невозможность проведения выставок?
— Это действительно так. Сельхозмашиностроение меньше других отраслей пострадало от пандемии и связанных с ней ограничений, как в Германии, так и в России. Скажу больше: возможно, в спокойные времена сельское хозяйство и не выглядит как самая инвестиционно привлекательная отрасль, но именно в период пандемии, когда многие отрасли экономики сильно просели или вовсе обрушились, сельское хозяйство и сельхозмашиностроение продемонстрировали устойчивость, так как являются жизненно важными, базовыми отраслями экономики стран. В конце концов, именно от этих отраслей зависит обеспеченность страны продовольствием, а еда нужна людям всегда, даже в период самых больших потрясений.
Надо сказать, что в самом начале пандемии возникли некоторые затруднения, связанные с поставкой комплектующих и запчастей, прежде всего из стран, сильно пострадавших от эпидемии, таких как Италия. Но отрасль быстро оправилась от первого шока и вернулась к полноценной работе. В Германии на уровне государства было принято решение отнести сельхозмашиностроение к категории критически важной инфраструктуры, поэтому поставки техники не прекращались ни внутри Германии, ни в другие страны. В самый разгар пандемии некоторые заводы закрывались на непродолжительное время, но это было связано, скорее, со сбоем логистики в поставках комплектующих из других стран, и в конечном счете слабо сказалось на производстве и продажах техники. Если говорить про Россию, то здесь девальвация рубля, которая началась в марте и продолжается до сих пор, оказала куда большее влияние на продажи, чем пандемия. Тем не менее большинство ведущих мировых производителей не ожидают сильного падения продаж по результатам года, а некоторые прогнозируют даже умеренный рост.