Дата публикации: 11 июня 2021
Салис Каракотов:
«Мы идем к цели создания мощной селекционной компании»

Интервью: Для АО «Щелково Агрохим» 2020-й «пандемийный» год стал одним из самых успешных — рост продаж по всем группам пестицидов составил 22,5%. В этом сезоне компания представила более 15 новых продуктов и существенно расширила селекционную программу.

Из материала вы узнаете:
– Новые перспективные препараты «Щелково Агрохим» в сезоне 2021 года.
– Почему компания планирует создание цеха производства действующих веществ и сможет ли он конкурировать с китайскими заводами.
В ближайшем будущем «Щелково Агрохим» планирует стать одной из крупнейших российских селекционных компаний, в портфеле которой будут семена важнейших культур: пшеницы, подсолнечника, сои, сахарной свеклы и др. Подробнее о развитии различных направлений деятельности в эксклюзивном интервью «Аграрной политике» рассказал генеральный директор Салис Добаевич Каракотов.
Салис Каракотов

— Салис Добаевич, почему, несмотря на все ограничения и сложности, вызванные пандемией COVID‑19, агрохимическая отрасль продолжила расти даже более высокими темпами, чем ранее?

— Действительно, для сельскохозяйственной отрасли 2020-й год можно назвать «пиром во время чумы». Был получен второй рекордный урожай пшеницы, и высокие цены на зерно обеспечили хороший уровень рентабельности агропроизводства. Что же касается агрохимической сферы, то она следует за трендами, главный из которых — стабилизация доходов аграриев и достижение новых рекордов. За последние 5 лет сельское хозяйство перестало быть «бездонной черной дырой», оказалось, что оно может быть доходным. Соответственно, все сопутствующие сферы продолжают развиваться.
Весной 2020 года была объявлена пандемия и, кроме того, произошло повышение курса валют. Ожидавшийся в связи с этим рост цен стимулировал активный спрос на СЗР. Рост производства и продаж препаратов «Щелково Агрохим» был одним из самых высоких среди коллег по отрасли, в том числе зарубежных компаний, — 22,5%. Казалось бы, чрезвычайные ситуации и волатильность рубля приводят к торможению деловой активности, но произошло наоборот ускорение. Мы видели, с каким азартом хозяйства из различных регионов приобретали средства защиты растений. И нельзя не отметить тот факт, что за последние несколько лет агрохимическая отрасль очень сильно развилась, мы отмечаем появление новых игроков, причем не только импортеров, но и отечественных производителей. Этому можно только радоваться, ведь не только импортом единым мы должны обеспечивать стабильность нашего сельского хозяйства.
— Ни для кого не секрет, что действующие вещества для агрохимии производятся в основном в Китае, и ситуация с закрытием границ в очередной раз доказала важность импортозамещения. Есть ли у компании «Щелково Агрохим» планы по налаживанию собственного производства д. в.?

— Еще в октябре 2017 года наша компания подняла тему создания производства действующих веществ на территории России. Дело в том, что на протяжении многих лет мы наблюдаем скачкообразный рост цен по некоторым продуктам из Китая, который является своеобразным цехом по производству д. в. для многих международных химических компаний. Я предложил на основе анализов ввозимых действующих веществ выбрать наиболее актуальные, разработать технологию и разместить производство на территории «Щелково Агрохим». Отмечу, что Россия ввозит чуть меньше 100 наименований д. в. на сумму около 500 млн долларов. Из этого объема на 20–25 наименований приходится 80% денежного оборота. На данный момент мы в состоянии разработать технологии их производства и найти точки размещения. Так, на 10 наименований «Щелково Агрохим» уже имеет собственные технологии синтеза, и мы планируем довести этот план до реализации.
— Но сможет ли российское производство действующих веществ конкурировать с Китаем?

— Конечно, нам будет очень трудно конкурировать с Китаем, так как во многих аспектах мы существенно проигрываем. Например, если посмотреть, сколько финансовых средств требуется для застройки 1 м2 производственных площадей, то уже на стадии забивания колышка мы неконкурентоспособны. Плюс ко всему, чтобы получить разрешение на строительство в нашей стране требуется минимум два года, а в Китае — всего несколько месяцев. И еще один аспект — полностью разрушенная система производства полупродуктов, как простых, так и сложных. Могу сказать, что Советский Союз производил огромное количество действующих веществ и готовых препаративных форм. Это обеспечивалось за счет организации смежного взаимодействия химических предприятий на всей территории России. Сейчас нам приходится восстанавливать буквально из руин эту отрасль.
— Как мы видим из сложившейся на рынке ситуации, цены на пестициды практически не растут, а доходность предприятий-производителей СЗР снижается, так как затраты на сырьё и ресурсы постоянно повышаются. Какой выход вы видите из этой ситуации? Ведь нельзя просто поднять цены на СЗР, аграрии и так жалуются на дорогую химию, соответственно компаниям-производителям нужно постоянно искать баланс между ценой конечного продукта и его себестоимостью.

— В 2015 году рублевые цены выросли на 58% из-за повышения курса валют, однако уже к 2019 году они вернулись к докризисному уровню. На фоне растущих цен на конечную сельхозпродукцию наши препараты подешевели в рублевом отношении на 30%. При этом затратная часть выросла на столько же. Плюс ко всему, свою лепту вносят крупнейшие иностранные компании, по которым в 2019 году был признан демпинг. Именно поэтому «Щелково Агрохим» сейчас активно занимается диверсификацией производства, а именно развитием собственной селекции и семеноводства.

Также для нас важен экспорт в твердой валюте для снижения рисков рублевых колебаний. Ежегодно мы фиксируем рост поставок наших препаратов за рубеж и на сегодняшний день опережаем прошлый год по этому показателю на 40%. Наши препараты экспортируются не только в государства СНГ, но и в такие страны, как Сербия, Алжир, Монголия и другие.

— Расскажите о селекционной программе «Щелково Агрохим».

— «Щелково Агрохим» идет к цели создания мощной селекционной компании. Мы планируем производить семена сахарной свеклы, озимой и яровой пшеницы, сои, подсолнечника. Могу сказать, что «Щелково Агрохим» уже сейчас является одним из крупнейших производителей семян сои: к этому сезону было реализовано порядка 9000 тонн семян высших репродукций. Также в этом году планируем произвести 20–30 тыс. тонн семян озимой пшеницы, в том числе собственной селекции.
— Как развивается проект по селекции сахарной свёклы? В конце 2019 года вы говорили, что компания планирует начать коммерциализацию новых гибридов в 2021 году. Удалось ли претворить эти планы в жизнь?

— В рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы мы занимаемся развитием селекции и семеноводства сахарной свеклы. Напомню, что в июле 2019 года был запущен первый в России селекционно-генетический центр «СоюзСемСвекла» — совместный проект ГК «Русагро» и АО «Щелково Агрохим».

Могу сказать, что мы идем с опережением плана — к 2021 году проведены госиспытания 38 гибридов, 21 гибрид получил государственную регистрацию. В коммерциализации в этом году находятся два гибрида, в следующем к ним добавятся еще шесть. Наша цель — к 2025 году занять 20% рынка, что эквивалентно примерно 200 000 посевных единиц. В этом сезоне реализация составила 50 000 п. е., а доля рынка — 5%. К 2025 году на рынке будет порядка 30–40 разноплановых гибридов, которые обладают российскими отличительными качествами — устойчивостью к корневым гнилям и засухе. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что мы практически решили проблему современной селекции сахарной свеклы с получением конкурентоспособных гибридов.

— Может ли «Щелково Агрохим» уже сейчас предложить рынку комплексную технологию выращивания сои, начиная c семян, заканчивая СЗР и микроудобрениями?

— Считаю, что селекцией сои сейчас нужно особенно активно заниматься. Если сахарная свекла 15–20 лет назад полностью «ушла» в руки иностранных компаний, то соя еще нет, и надо вовремя остановить этот процесс. А сделать это можно только одним способом: массовое предложение хороших семян в каждом регионе. Соя — очень загадочная культура, и зачастую ведет себя непредсказуемо в разных климатических условиях. В России для нее существуют как минимум 3 климатические зоны, для которых нужны свои сорта и гибриды, отличающиеся сроками вегетации. Они должны давать урожайность не менее 25 центнеров с гектара и иметь содержание протеина не ниже 38%. Под такие условия и параметры мы подбираем семена, сейчас у нас заложено несколько семенных площадок различных линий. Соя — более простая культура, в отличие от сахарной свеклы, и я думаю, что здесь мы быстрее достигнем результата. В ближайшие три года у «Щелково Агрохим» появятся несколько собственных сортов, а пока мы размножаем семена селекции ФГБУН «Федеральный научный центр зернобобовых и крупяных культур» Орловской области. В этом сезоне произведем порядка 15 000 тонн семян сои, этого достаточно для того, чтобы засеять 120–150 тысяч гектаров.

У «Щелково Агрохим», действительно, имеется многолетний опыт работы с соей, мы достигли понимания технологии возделывания этой культуры, а главное — у нас есть огромный инструментарий для защиты сои от сорняков, болезней и вредителей. В портфеле компании есть также листовые микроудобрения, стимуляторы роста, инокулянты. Технологически мы готовы обеспечить не просто товарное производство сои, но и эффективное семеноводство.
— Разговоры о проблеме контрафакта на рынке СЗР не утихают уже много лет. Какие меры, на ваш взгляд, помогут решить этот вопрос раз и навсегда?

— Для того чтобы перекрыть каналы поставок контрафакта, нужно формировать систему контроля движения пестицидов в нашей стране. С таким предложением выступил Россельхознадзор, уже создана рабочая комиссия. Компания «Щелково Агрохим» во всеоружии готова к такому шагу: к этому сезону мы внедрили маркировку DataMatrix. Теперь каждая единица продукции, упаковка, коробка и паллета имеет собственный идентификационный номер. Кроме того, многие наши продукты созданы в современных препаративных формах (концентрат коллоидного раствора, микроэмульсия, масляная дисперсия), которые не в состоянии скопировать производители подделок.

— Ежегодно «Щелково Агрохим» представляет на рынок большое количество новинок, и складывается ощущение, что в последние годы работа по созданию новых препаратов усилилась. Можете ли вы назвать наиболее перспективные новинки сезона‑2021?

— К сезону 2021 года мы выпустили около 15 новых наименований продуктов, среди которых — ряд уникальных препаратов. В частности, это новый контактно-системный протравитель семян Гераклион, КС (400 г/л тирама + 25 г/л тебуконазола + 15 г/л азоксистробина). Помимо мощной фунгицидной защиты и озеленяющего эффекта, он обладает бактерицидным действием. При этом препарат по ценовой категории подходит для регионов с невысокой урожайностью. А для юга и Центральной России мы представили трехкомпонентный протравитель Протего Макс, МЭ (75 г/л протиоконазола + 25 г/л пираклостробина + 25 г/л тебуконазола), обеспечивающий защиту «премиум-класса» за счет максимально эффективного сочетания действующих веществ и инновационной формуляции.

У нас появились и очень интересные высокоэффективные фунгициды для зерновых культур, например, Титул Трио, ККР. Это эволюция препарата Титул Дуо, ККР, который в свое время произвел настоящий фурор — сочетание тебуконазола и пропиконазола было новым для рынка. В Титул Трио, ККР добавилось третье действующее вещество ципроконазол, за счет такого сочетания препарат оказывает мощное искореняющее и профилактическое действие на широчайший спектр патогенов.

А для технических культур (соя, сахарная свекла, подсолнечник) у нас выходит необычный продукт под названием Мистерия, МЭ (80 г/л пираклостробина + 80 г/л тебуконазола + 40 г/л дифеноконазола). Препарат не имеет аналогов по сочетанию действующих веществ и находится в новой препаративной форме микроэмульсия. На производственных испытаниях в прошлом году он показал выдающуюся эффективность по всем болезням этих культур.
На заводе «Щелково Агрохим» внедрена маркировка DataMatrix: каждая коробка, паллета имеет собственный идентификацинный номер
Для борьбы с вредителями посевов, особенно злаковой мухой, которая распространена в регионах Урала и Сибири, у «Щелково Агрохим» появился новый трехкомпонентный инсектицидный протравитель Бомбарда, КС (130 г/л тиаметоксама + 90 г/л имидаклоприда + 60 г/л фипронила). Препарат показывает мощный «нокдаун-эффект» в сочетании с продолжительной защитой надземной части. Также отмечу новый акарицид, не имеющий аналогов, — Дифломайт, СК (200 г/л дифловидазина), обладающий уникальным механизмом действия на все стадии жизненного цикла различных видов клещей. И еще один высокоэффективный трехкомпонентный инсектицид с мощным «нокдаун-эффектом» — Беретта, МД (60 г/л бифентрина + 40 г/л тиаметоксама + 30 г/л альфа-циперметрина). Препарат контролирует такого проблемного вредителя в посевах рапса, как капустная моль.

— Удалось ли «Щелково Агрохим» создать систему защиты садов и виноградников?

— Да, последние 5 лет мы занимались этим вопросом особенно активно, и сегодня я совершенно точно могу сказать, что «Щелково Агрохим» — единственная российская химическая компания, которая имеет полную систему защиты садов и виноградников, а также систему листового некорневого питания. На мой взгляд, это большой шаг в направлении импортозамещения, ведь ранее этот сегмент был полностью зависим от зарубежных разработок. Назову несколько популярных фунгицидных продуктов — Гренни, КС на основе дитианона; Медея, МЭ (50 г/л дифеноконазола + 30 г/л флутриафола); Ширма, КС на основе флуазинама. Сейчас «Щелково Агрохим» может предложить эффективное решение даже самому требовательному аграрию.
новые перспективные препараты «Щелково Агрохим»
в сезоне 2021 года
Протравители семян: Гераклион, КС, Протего Макс, МЭ
Фунгициды: Титул Трио, ККР, Мистерия, МЭ
Инсектициды и акарициды: Бомбарда, КС, Беретта, МД, Дифломайт, СК
Гербициды: Репер Трио, ККР
— Насколько успешно развивается направление производства биопрепаратов?

— В этом году мы ожидаем регистрации нескольких новых фунгицидных биопрепаратов и биодеструкторов для оздоровления почвы, так как видим существенный прогресс в применении биометода. Так, продажи нашего самого известного продукта Биокомпозит-коррект ежегодно растут: в 2020 году было реализовано в два раза больше, чем годом ранее. Думаю, биологизация сельского хозяйства для сохранения почвенного биоценоза станет мощным трендом в ближайшие годы.

— Салис Добаевич, расскажите о планах компании на 2021 год, о приоритетных задачах и направлениях, целях и показателях, к которым будет стремиться коллектив «Щелково Агрохим».

— Наше главное правило — это не стоять на месте. В 2021 году мы должны ввести в эксплуатацию новый семенной завод на базе ОПХ «Орловское», который будет производить не менее 20 000 тонн семян озимой пшеницы и столько же сои. Там же, в Орловской области мы должны закончить проектирование молочного комплекса на 1200 голов КРС, который внесет свой вклад в развитие животноводства региона. Также наша приоритетная задача — уже в этом году приступить к строительству нового автоматизированного цеха по производству фунгицидов и протравителей семян. И, как я уже говорил, мы начинаем проектирование цеха синтеза действующих веществ.
Людмила Усольцева