Дата публикации: 19 мая 2023
Алла Елизарова:
«Российский рынок нуждается в технологическом суверенитете»

Интервью. Российский рынок сельхозтехники переживает одну из самых масштабных трансформаций в истории. Доля отечественных машин и оборудования растет, но многие проблемы остаются нерешенными. Способны ли производители обеспечить стабильный рост поставок, какие условия необходимы для развития отрасли, какие тренды сегодня влияют на рынок сельхозтехники, «Аграрной политике» рассказала директор Ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова.
Алла Елизарова, директор Ассоциации
«Росспецмаш»

— Алла Владимировна, с какими проблемами после ввода многочисленных санкций столкнулись производители техники для сельского хозяйства? В какой мере удалось их решить?

— Российские производители сельхозтехники все последние годы идут по ускоренному пути локализации. Её уровень в среднем, в зависимости от сложности выпускаемой техники, составляет от 60 до 80%. Например, для таких высокотехнологичных и сложных машин, как тракторы — это не менее 60%, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов — не менее 70%.

В сегментах прицепной и навесной почвообрабатывающей техники доля российских комплектующих достигает 90%. Есть производства, которые уже полностью не зависят от иностранных компонентов.

Если говорить о проблемах, связанных с санкциями, то наибольшие трудности испытали производители высокотехнологичной техники. Они столкнулись с серьезными недопоставками комплектующих, в связи с чем выпуск зерноуборочных комбайнов в количественном выражении сократился в 2022 году по сравнению с 2021 годом на 32%. За январь-февраль 2023 года сокращение в этом сегменте составило уже 63%. В целом производство сельхозтехники в России за первые два месяца текущего года снизилось в денежном выражении на 11,4%.

Сейчас ситуация с замещением комплектующих, поставки которых в Россию прекратились, нормализуется, но возникла новая проблема. Из-за низких цен на зерно, экспортных пошлин и сильно подорожавших перевозок зерновых железнодорожным транспортом доходность аграриев сократилась. Многие из них не могут себе позволить инвестиции в обновление машинно-тракторного парка и оборудования. Отсюда — падение продаж сельхозтехники.
— Насколько сегодня производство зависит от импорта?

— В целом те предприятия, которые давно выбрали для себя путь к независимости от импорта, чувствуют себя уверенно. Заводы, которые не уделяли этому вопросу должного внимания, оказались в сложном положении. Отдельная история — это выпуск сложных машин, производство которых требует десятков тысяч комплектующих. Даже при высоком уровне локализации и давно реализуемой политике импортозамещения они столкнулись с настоящим вызовом в 2022 году. Им потребовалось дополнительное время на поиск других поставщиков из дружественных стран или России, на развитие собственного производства компонентов. Усложнилась и подорожала логистика. Необходимо было проводить испытания новой продукции. И только в случае успеха начинать полноценное внедрение в производство.

Что касается комплектующих для специализированного машиностроения, требующих импортозамещения, то за рубежом мы закупаем двигатели внутреннего сгорания, некоторые виды подшипников, гидромоторы, гидронасосы, осевые агрегаты.

За предыдущий год компании поменяли ориентиры с запада на восток и на внутренний рынок, но тревога по-прежнему остаётся: Россия нуждается в технологическом суверенитете. Часть российских производителей освоили собственный выпуск комплектующих. Например, компания «Тонар» давно и успешно производит оси для прицепной техники, Ростсельмаш выпускает мосты, трансмиссию, электронику и прочее. Другие заводы тоже идут по такому пути не один год. Просто с 2022 года этот процесс ускорился.

— Что необходимо для активизации процесса импортозамещения, достижения максимального технологического суверенитета?

— В России необходимо развивать производство ключевых компонентов, аналогов которых в нашей стране сейчас не выпускается. Взять на себя задачу по их выпуску могут предприятия малого и среднего бизнеса. Для них нужно создать благоприятные экономические условия. Во-первых, предоставить на доступных для заемщиков условиях кредиты, гранты на развитие производства комплектующих к спецтехнике в размере не менее 10 млрд руб. ежегодно для каждого из направлений специализированного машиностроения: сельхозтехники, строительно-дорожной техники, пищевого оборудования, прицепной техники. Во-вторых, распространить льготы по страховым взносам и налогам для IT-компаний на производителей специализированной техники и комплектующих к ней. Такая мера позволит высвободить средства и направить их на развитие производства.
Производственные планы российских сельхозмашиностроителей

В сентябре 2023 года компания Ростсельмаш планирует запустить тракторный завод на 5 тыс. единиц техники в год (инвестиции — 10 млрд рублей), в этом же году компания введет мощности по выпуску трансмиссий (5 тыс. КПП и 9 тыс. ед. мостов), инвестиции составили 15 млрд руб.

Компания «Лилиани» в 2024 году введет в эксплуатацию завод по производству бункеров-перегрузчиков на 2,5 тыс. ед. в год, инвестиции — 1,3 млрд рублей.

У Петербургского тракторного завода в 2024 году на новых мощностях начнется производство мостов. Мощность составит 7,5 тыс. ед. в год, инвестиции — 10 млрд рублей.

Koblik Group в 2024 году запустит мощности по производству прицепов и зернопогрузчиков, инвестиции составят 1,5 млрд рублей.

Компания «Промзапчасть» направила 250 млн руб. на строительство нового цеха, он заработает в третьем квартале 2023 года.
Предложения Ассоциации «Росспецмаш» для дальнейшего развития производства сельхозтехники

1. Предоставить 15 млрд руб. на Программу №1432 на 2023–2030 гг. ежегодно.
2. Предоставить гранты на развитие производства комплектующих к спецтехнике на 2023–2027 гг. в размере не менее 10 млрд руб. ежегодно.
3. Распространить льготы по страховым взносам и налогам для IT-компаний на производителей спецтехники в 2023–2027 гг.
4. Приобретать с использованием средств госбюджета только российскую сельхозтехнику или не имеющую российских аналогов.
Лариса Никитина
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>